Эвенки - прекрасные таежники. От их
наблюдательности не ускользнет малейшее изменение в окружающей обстановке, они
прекрасно ориентируются, разбираются в следах зверей, в звуках и обладают ясной
памятью. Для них в тайге нет ничего нового, неожиданного, ничем их там не
удивишь. (Гр. Федосеев)
Народ в РФ. Общая численность – 29901 человек.
До 1931г. наряду с эвенами известны как тунгусы.
Происхождение этнонима эвенк возводят к древним оленеводам увань, которые
упоминавшихся в VII в. в китайских источниках, как жители горно-таежных районов
Забайкалья. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения
эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования. Орочен - "оленные"
(Забайкалье и Приамурье), Илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной
Тунгусски), Килэ-килен (от Лены до Сахалина), Солон - "верхние по течению"
(часть амурских эвенков), Хамниган - монголо-бурятское обозначение
эвенков-скотоводов. Широко известны обозначения эвенкийских групп: бирары,
самагиры, манегиры, мурчены и т.д.
Этническая территория эвенков обширна. Западные
группы эвенков живут в Томском Приобье, северные - до побережья морей Северного
Ледовитого океана, восточные - на Охотском побережье и Приамурье, южные - в
Китае и Монголии. Эвенки имеют свою автономию, Эвенкийский автономный округ
Красноярского края.
В этнокультурном плане эвенки не являются едиными.
Это нашло отражение в письменных источниках, где упоминаются "пешие", "бродячие"
и "кочевые" тунгусы. В основе этих отличий лежит хозяйственная направленность
различных территориальных групп эвенков, в соотношении основных видов
хозяйственной деятельности - оленеводства, охоты и рыболовства. Культурное
своеобразие отдельных групп эвенков сформировалось под влиянием соседних
народов: самодийцев, якутов, бурят, народов Амура, что приводило к сложению
весьма специфических подразделений этого народа (конные группы Забайкалья,
"скотные" тунгусы Якутии).
Широта расселения, межэтнические контакты, а самое
главное, исходный многокомпонентный состав эвенков, в настоящее время позволяет
говорить об отсутствии у них этнического единства. В этой связи, ареал
расселения эвенков принято делить по условной границе Байкал - Лена, на западный
и восточный. Культурные различия между эвенками этих территорий весьма
существенны и фиксируются во многих культурных составляющих: тип оленеводства,
орудия труда, утварь, традиции татуировки и т. п., антропологии (байкальский
антропологический тип на востоке и катангский на западе), языке (западные и
восточные группы говоров), этнонимии.
До XIV века эвенки занимали только тайгу в бассейне
Лены, в который входят и реки Чара, Витим, Олекма, т.е. жили они в ту пору и на
нынешней каларской земле. Лишь в XIV веке они начали своё большое движение на
запад – вплоть до бассейна Енисея и на юго-восток – в Амурский край. Эвенки –
коренной народ Каларского района, все остальные, в том числе якуты, пришли сюда
позже.
Русских людей, впервые встретивших эвенков, всегда
поражала приспособленность этого народа к таёжной жизни. Они отлично знали свою
территорию и всю прилегающую к ней округу, без этого постоянная кочёвка
невозможна. Они всегда отличались ловкостью, откровенностью, честностью,
радушием, преданностью. Конечно же, они отлично стреляли из лука, а потом из
ружей, знали все способы охоты и рыбалки, могли быстро и умело поставить табор,
развести костёр даже в самую сырую погоду. Без этого в тайге долго не
задержишься.
Основным занятием эвенков Каларского района была
охота на крупного зверя: медведя, сохатого, изюбря. Семья пребывала на одном
месте столько дней, на сколько хватало очередной добычи, потом кочевала на
оленях дальше. Олени были в личном владении, являлись единственным транспортом.
Вторым по значению занятием было рыболовство (сейчас к нему обращаются в
исключительных случаях). И третье занятие – пушной промысел. Именно пушнина была
тем эквивалентом, который позволял наладить отношения и с русскими, и нередко с
ближайшими соседями. Места кочевой семьи были традиционными, передавались от
поколения к поколению. Право семьи на данную территорию никогда не
фиксировалось, но и, утверждают историки, не оспаривалось. А на своих угодьях
семья могла встретить и соседей, как, впрочем, и самой «побывать в гостях».